Генеральный директор волейбольного клуба «Локомотив-Новосибирск» Роман Валерьевич Станиславов в интервью для «Российской газеты» рассказал о будущем отечественного и сибирского волейбола, подвел итоги прошлого сезона и раскрыл детали грядущего года для команды. Полную версию интервью читайте только на официальном сайте «Локомотива» – беседовал Сергей Зюзин.
Новосибирский «Локомотив» в минувшее воскресенье завершил свои первые официальные соревнования в новом сезоне. «Железнодорожники» выступали под флагом Новосибирской области в I Спартакиаде сильнейших спортсменов России и заняли пятое место. Комментируя итоги, главный тренер команды Пламен Константинов сказал: «Желание попасть в призеры было, но сил не хватило. Так получилось, что после игр в Новосибирске у нас было четыре матча подряд с топ-командами. Каждый день хотелось показать максимум, но одним составом ты никак не выиграешь такие сложнейшие встречи. Вопросов к ребятам нет. Есть тонкости в опыте игроков, некоторые моменты мы упустили. Их можно исправить через усердную работу. Доволен, что удалось избежать травм. Будем смотреть вперед».
А неделей раньше, за два часа до начала принципиального поединка с соседями из Кемеровской области, мы с генеральным директором «Локомотива» Романом Станиславовым подробно обсудили минувшие события и предстоящие задачи. Первый вопрос почти совпал с мощным раскатом грома, после которого на Новосибирск обрушился ливень. Люди суеверные, а среди спортсменов таковых хватает, наверняка бы подумали: «Предзнаменование». Но Станиславов не производит впечатления мнительного человека, он больше верит в здравый смысл и повседневную системную работу.
– Роман Валерьевич, с какими чувствами встречаете необычный во многом сезон?
– Да, честно говоря, предыдущие, проходившие в условиях пандемии, когда была череда проблем с переносами матчей, с допустимой наполняемостью арен, прочими организационными неудобствами, уже ко многому подготовили. Конечно, есть определенное сожаление по поводу невозможности участия наших сборных команд и клубов в международных турнирах. С другой стороны, меня такая ситуация мобилизует. Есть очень большое желание вернуться и стать еще сильнее, показать, что мы времени зря не теряли. Если так оно и будет, значит, правда за нами.
– Международная изоляция нашего спорта дает возможность перевести дух, сосредоточить все силы и ресурсы на собственном хозяйстве, провести перезагрузку. В каких переменах нуждается отечественный волейбол?
– Он находился в поступательном движении. Телевизионщики отмечали, что у волейбольных трансляций растут рейтинги. Да и уровень чемпионата, согласитесь, остается высоким, несмотря на отъезд некоторых легионеров. В каких-то глобальных переменах, мне кажется, нет необходимости. Думаю, сейчас самое время для клубов заняться собственными проблемами и проектами. Стратегия новосибирского «Локомотива» строится на воспитании собственных кадров. Мы все больше времени стали уделять на популяризацию волейбола, привлечение молодежи, поиск талантов. В прошлом году прошел набор 10-летних мальчишек, живущих в Новосибирске, будем с особым вниманием вести эту команду. В нынешнем сезоне появилась возможность наладить ритмичную тренировочную работу, не стало длинных перелетов, что особенно актуально для сибирских команд, выступавших в еврокубках. Появилось больше времени заниматься здоровьем игроков, вопросами их восстановления.
– Какая задача была поставлена перед сборной Новосибирской области?
– У нас с Пламеном Константиновым вышел спор. Он, конечно, был против форсирования подготовки и хотел посмотреть ближайший резерв. Да в таком плотном графике и невозможно все матчи провести только сильнейшим составом. С другой стороны, топовым клубам, к которым относится наш «Локомотив», в любом турнире положено бороться за высокие места. Иначе это может сломать психологию победителей. Для нас даже Кубок Сибири – важный турнир. Любое поражение – это больно. Вчера партию проиграли сборной ХМАО – больно. К победам можно привыкнуть, к поражениям – нет. Как я понимаю, должен быть общий зачет Спартакиады по всем видам спорта, поэтому постараемся принести как можно больше очков в копилку Новосибирской области. Хотя не надо забывать, что у нас далеко не оптимальный состав. После операции на колене еще два месяца будет восстанавливаться либеро Роман Мартынюк. Алексей Родичев две недели назад впервые вышел на площадку после восьмимесячного перерыва. Другому нашему доигровщику Омару Курбанову предстоит операция. Конечно, к каждой игре будем подходить по максимуму, но там уж как получится.
– Этот вопрос меня попросил задать сибиряк, подписавший недавно контракт с «Оренбургом»: планирует ли ВФВ международные матчи со сборными или клубами дружественных России стран?
– На сегодняшний день мы имеем возможность сыграть с Белоруссией. А те страны, которые могли бы прислать к нам сборные на мужской турнир, планировавшийся в сентябре нашей федерацией, будут играть на чемпионате мира. К тому же любой международный матч проходит под эгидой FIVB. И если есть ограничения с ее стороны в отношении нашей сборной, поединок, скажем так, не совсем легитимный. Возможно, международная федерация и разрешила бы провести такие встречи, но есть же инстанции выше, которые наложат вето.
– Что вы думаете по поводу истории с дисквалификацией Андрея Воронкова? Многие люди из волейбола полагают, что наказывать надо было, но два года – перебор. 55-летний опытнейший специалист остался без работы.
– Для меня это личная и очень болезненная история, поскольку Андрей Геннадьевич мой давний товарищ, мы с ним знакомы 15 лет, работали вместе в Новосибирске и сборной России. Его игровая майка висит под сводами «Локомотив Арены». Я как куратор калининградского «Локомотива» был инициатором назначения Воронкова главным тренером в женскую команду. Не могу обсуждать решение, принятое Всероссийской федерацией волейбола – у нас так не принято. Могу лишь сказать, что в пылу пятой партии решающего финального матча, на эмоциях Воронков высказался резко, но у него в мыслях не было кого-то обидеть или оскорбить. Он точно не расист.
– В женском волейболе таких сильных отечественных специалистов, как Андрей Воронков, немного. Можно ли будет пересмотреть его наказание?
– Как представитель РЖД, курирующий систему волейбольных команд «Локомотива», я присутствовал на заседании контрольно-дисциплинарного комитета и скажу, что у авторитетных людей, состоящих в нем, не было каких-то кровожадных намерений, у нас одна большая волейбольная семья. Но… Андрею Геннадьевичу прежде всего самому надо переосмыслить случившееся. Я думаю, Воронкова с его историей пока надо оставить в покое, рано поднимать вопрос о возможной амнистии.
– Калининградский «Локомотив» возглавил Константин Сиденко, работавший вторым тренером в казанском «Зените». Чем продиктован такой выбор?
– Когда по воле судьбы четыре года назад (после создания калининградского «Локомотива») я стал больше вникать в тонкости женского волейбола, сложилась идея, которую поддержал президент нашей федерации Станислав Владимирович Шевченко: было бы неплохо привлекать к работе с женскими командами тренеров из мужского волейбола. Шесть лет назад я по долгу службы был на финале женской Лиги чемпионов и посмотрел тренировки турецких команд - если не ошибаюсь, «Фенербахче» и «Вакыфбанка». Удивили сумасшедшая интенсивность, скорость и мощь. Это был уже не классический женский волейбол, а какой-то гибрид с мужским. И чтобы повысить конкурентоспособность нашего женского волейбола, нужны были специалисты из мужского. Андрей Воронков влился в этот процесс, увеличил нагрузки на тренировках, наладил современные игровые взаимодействия. Очень важно было, что он пришел в калининградскую команду вместе с дочерью Ириной, ставшей образцовым капитаном.
После дисквалификации Воронкова пришлось поразмыслить, кого звать. Иностранец в нынешней ситуации там вряд ли бы разобрался. Местные сильные специалисты в женском волейболе все при деле. Главных тренеров из мужского волейбола точно не возьмешь. Стал смотреть по кандидатурам вторых тренеров. Сиденко в 2014-2016 годах работал с Воронковым, он заканчивал игровую карьеру и начинал тренерскую в новосибирском «Локомотиве». Все совпадало.
– Долго его уговаривали?
– На размышления он взял сутки, хотя уже по разговору было понятно, что Константин Анатольевич согласен. Конечно, будет очень сложно – Калининград два последних года брал золотые медали. И сравнений с достижениями команды Андрея Воронкова Сиденко не избежать. Но он молодец – вызов принял, теперь все в его руках, а мы будем помогать. Радует, что Воронков, живущий в Калининграде, встречался с Сиденко и постарался ввести его в курс дел. Ирина Воронкова уехала играть в Турцию, и это очень большая потеря, но в то же время в «Локомотив» перешли игроки с очевидными лидерскими качествами - Ксения Парубец из Екатеринбурга и Татьяна Кадочкина из Казани. Хороший коллектив подбирается. Он мог бы пошуметь в новом сезоне в Лиге чемпионов.
– Нынешним летом между «Локомотивом» и Казанью интересные передвижения произошли. Вторым тренером «Зенита» стал Вячеслав Кургузов, старший тренер молодежной команды «Локомотив-СШОР». Они с Алексеем Вербовым друзья со школьного детства и тем не менее – с легким сердцем отпускали?
– Наш клуб только «за», когда игрок или тренер идет на повышение. Пример – Максим Сапожков на правах аренды отправился в Италию для дальнейшего игрового роста. Слава хочет расти – вопросов нет. Мне казалось, что он уже созрел для самостоятельной работы, например, в Высшей лиге «А», но Кургузов высказал пожелание на себе проверить, что такое работать в тренерском штабе одного из лидеров Суперлиги. А с руководством казанского клуба у нас очень хорошие отношения, в частности с гендиректором Ильхамом Рахматуллиным. С Казанью и рядом других клубов у нас есть договоренность: если мы хотим кого-то пригласить играть или работать, сначала надо созвониться и получить добро от руководства. Сначала я связался с Ильхамом Фаизовичем по поводу Сиденко, а через два дня он насчет Кургузова. Захотел попробовать – почему нет? Удачи! Слава – наш воспитанник, двери «Локомотива» для него всегда открыты.
– С чем связана болгарская рокировка вторых тренеров в «Локомотиве»?
– Петару Шопову предложили попробовать себя главным тренером в женской команде чемпионата Болгарии. Пришлось решать вопрос с заменой оперативно. Можно, конечно, было попробовать поискать российских специалистов, но я сторонник того, чтобы создавать главному тренеру максимально комфортные условия. Победителей не судят, Пламен Константинов дает отличные результаты. Хочет он, чтобы в тренерском штабе работал соотечественник? Ради бога! Андрею Жекову, бывшему связующему сборной Болгарии, бронзовому призеру чемпионатов мира и Европы будет что передать нынешним игрокам «Локомотива», в том числе Константину Абаеву.
– Константинов уже долго работает в нашей стране. Насколько, по-вашему, он обрусел?
– Да у меня такое ощущение, что он вообще русский. У него очень схожий с нами менталитет. Отец Пламена – тоже в прошлом великолепный игрок – дружил с Дмитрием Воскобойниковым, хорошо знал других легенд советского волейбола. Пламен всегда переживает за Россию, в публичной сфере иногда его приходится даже сдерживать.
– Серебряные медали новосибирской команды в прошлом сезоне дорогого стоят – вряд ли кто кроме самих сибиряков рассчитывал как минимум быть в финале, а нашим ребятам в итоге не хватило одной победной партии для золотых медалей.
– То, что Пламен сделал с «Локомотивом» в последние годы, выжимал из нее каждый раз максимум возможностей, достойно восхищения. Это каждодневная, кропотливая и ювелирная работа. Я мало знаю специалистов, которые в разборе игры соперников находят такие нюансы, которые помогают выиграть. Видел, как эти нюансы отрабатываются на тренировках. На такую точечную работу способны только тренеры топового уровня.
Что касается «Финала шести», то я еще раз снимаю шляпу перед ребятами. Если бы вы видели количество обезболивающих таблеток, которые Сергей Савин принимал перед каждой игрой… А Дражену Лубуричу сразу после этих матчей понадобилась операция. А Рома Мартынюк, получивший серьезную травму колена накануне финального турнира, имел полное право не выходить на площадку. Он сильно рисковал своим здоровьем. Сложно, конечно, сравнивать, но я проведу параллели с Сашей Волковым, игравшим с больным коленом на Олимпиаде в Лондоне. Знаете, как это объединяет команду и поднимает ее дух, когда ребята видят, что их товарищ выходит биться на площадку даже с серьезной травмой. Как тут плохо играть?
Пламен ко всему прочему очень хороший психолог. Со стороны тренерского штаба и клуба было несколько психологических фишек, которые помогли ребятам поверить в свои силы, особенно перед игрой с Казанью, которой мы по ходу сезона проиграли пять матчей кряду. Хотя я бы не хотел раскрывать эти секреты, там много личного.
– После 2:3 с московским «Динамо» в финале какие испытывали чувства?
– Разочарования точно не было. Обидно бывает, когда понимаешь, что где-то недоработали, упустили или какая-то судейская ошибка повлияла. А здесь – пять партий после тяжелейшего полуфинала с Казанью. Парни бились, подарили массу положительных эмоций. А в пятой партии многое решила пара ошибок, допущенных игроками по молодости, недостатку опыта. Быть недовольным в такой ситуации – значит гневить спортивного бога, так нельзя.
– В прошлом сезоне после 24 февраля у части клубов, и не только волейбольных, встала проблема с легионерами. Про серба Лубурича, наверное, нет смысла спрашивать – тут все понятно. А как было с канадцем Перрином?
– Не возникло никаких вопросов. Он настоящий профессионал, добросовестно выполнил свой контракт. По самой игре к Джону весь сезон были некоторые вопросы, но мы знали: капитан сборной Канады, когда надо, сыграет здорово. И он сыграл. Причем на тот момент у него уже был подписан контракт с итальянским клубом. Мог бы как иногда случается с другими волейболистами и не перенапрягаться. Но канадец выложился по полной.
– У многих болельщиков проведенная клубом селекция в межсезонье не вызывает большого оптимизма.
– У Перрина был годичный контракт и, когда весной надо было решать по поводу его продления, мы не имели ясной ситуации по бюджету клуба и курсу доллара. Перрин возрастной и уважаемый игрок, я не мог дать ему голословные обещания, а летом развести руками: извини, не получается. Когда же ясность с бюджетом наступила, и мы поняли, что есть возможность подписать легионера, Пламен Константинов побывал в Европе практически на всех матчах Лиги наций. Рассматривали несколько кандидатур, но у кого-то возникли вопросы по поводу приезда в России, на кого-то раньше вышли другие клубы, а абы кого брать не хочется. Но мы опцию легионера держим в уме.
Что касается общей селекции, то тут с какой стороны посмотреть. Мы включились в процесс, как только определились с бюджетом, в конце марта - апреле. К тому же какие могут быть вопросы по линиям связки, диагонали, блокирующих и либеро? Да есть вопросы к линии доигровщиков, где ушел канадец, восстанавливается после травмы и операции Алексей Родичев и отдан в нашу вторую команду молодой Власов, который пока не может соответствовать уровню «Локомотива», но ему надо играть, а не сидеть на лавке запасных. Понятно, что болельщики всегда ждут громких имен, однако у нас не было ни финансовых, ни юридических возможностей взять доигровщиков уровня сборной России. Мы заключили контракты с теми, кто определенно может помочь. Олимпийский чемпион 2012 года Юрий Бережко в особых представлениях не нуждается. У нас с Юрой джентльменское соглашение: у него остается право уехать играть за границу, если появится хороший вариант. Еще мы подписали молодого и перспективного Омара Курбанова, за которым давно наблюдаем. Может, кто-то из специалистов не видит в его фигуре усиления, но я верю, что через год-два все могут понять, что подписание Курбанова было хорошим трансферным ходом. Вот кто три года назад мог бы сказать, что Костя Абаев будет хорошим усилением для «Локомотива»? А два года назад, что Дима Лызик, а пять лет назад, что Ильяс Куркаев? Сейчас это игроки основы, получившие вызов в сборную России. Будем работать.
– В волейбольной семье «железнодорожников» произошло пополнение – в нынешнем сезоне в Высшей лиге «Б» будет играть иркутская «Локомотив-Ангара».
– «Российские железные дороги» выбрали, я считаю, верную политику: расширять географию спортивных клубов. Есть баскетбольный клуб в Краснодаре, футбольный и пляжно-футбольный в Москве, хоккейный в Ярославле, регбийный в Пензе, волейбольные – в Новосибирске и Калининграде. Федерация волейбола тоже за расширение географии, в том числе в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Нашу инициативу поддержал губернатор Иркутской области и начальник Восточно-Сибирской железной дороги. В Иркутске когда-то играла команда «Локомотив-Ангара», потом из Высшей лиги «А» опустилась в лигу «Б», носила название «Ангара» и играла в Ангарске. Директор клуба Ирина Неверова со своим супругом, президентом Иркутской федерации волейбола, тянули команду на голом энтузиазме. Было трудно, но они не сдавались и дождались помощи. Сейчас мы делаем ремонт в спортивном зале «Локомотив», забираем корпус в гостинице РЖД, расположенной рядом с ним и по аналогии с Новосибирском и Калининградом открываем спортинтернат для талантливых девчонок со всей Сибири. Команда будет играть в Иркутске во дворце спорта «Труд» и, возможно, ей предстоит возвращение в скором времени в лигу «А». В «Локомотиве-Ангаре» будет набираться опыта талантливая молодежь, самые перспективные из них продолжат карьеру в Калининграде. В Иркутске же планируем провести в конце января традиционный, 13-й по счету детский турнир «Локоволей». Уже подтвердила прибытие сборная Белоруссии, обсуждается участие сборных Сербии и Монголии.
– Какие новинки ждут болельщиков «Локомотива» на домашней арене в новом сезоне?
– Поменялась схема заезда на территорию «Локомотив Арены». Появилась новая входная группа на КПП - надеюсь, для болельщиков получится более удобный пропускной режим. Думаем о повышении комфортности их пребывания внутри дворца. Работаем совместно с руководством области по облагораживанию территории вокруг «Локомотив Арены». Надеемся, что после соответствующего решения суда тут появятся целый квартал красивых застроек – с инвесторами строительства мы в постоянном контакте. В одном из новых зданий первые два этажа будут принадлежать клубу – разместим спортинтернат.
– И самый простой вопрос: задачи новосибирского «Локомотива» на сезон.
– (Смеется). Пока еще руководство клуба с командой не встречалось. Но мне очень понравилась позиция Пламена. Тренер отметил, что у него высокое доверие к нашим ребятам, к их профессионализму. Он предложил: давайте мы сами поставим себе задачу, глядя друг другу в глаза. Если бы Пламен сказал такое после череды неудачных сезонов, этого бы никто не понял. Но результаты команды в чемпионате России говорят сами за себя. Попытаюсь убедить руководство клуба и области в том, чтобы так оно и было. Это интересный психологический ход. Всякое, конечно, может произойти в ходе сезона. У нас иногда были и жесткие разговоры. Случались моменты, когда руководство задавало вопрос: «А все ли у вас идет по плану?». В финальный турнир мы иногда попадали в последний момент… А представьте, какую задачу сейчас ставить перед калининградским «Локомотивом»? Девчонки сами все понимают. Стоит ли нового капитана команды Ксению Парубец настраивать на первое место? Она всегда хочет побеждать. Вот когда вернемся в еврокубки, тогда задачи уж точно будет озвучивать руководство. А мы вернемся, я в этом уверен.
Беседу вел Сергей Зюзин.