Пламен Константинов: Такой Чемпионат России не предполагает «Плана Б»

Главный тренер волейбольного клуба «Локомотив-Новосибирск» Пламен Константинов рассказал о подготовке команды к новому сезону, о своем летнем отпуске в Болгарии, а также поделился мнением о влиянии пандемии коронавируса на Чемпионат России.


– Начнем с «Кубка Победы» в Казани. Команда могла бы вернуться с определенными результатами, но турнир был отменен. Вы расстроены или, наоборот, всё к лучшему?

– Я считаю, что изначально все шли на дополнительный риск. Когда собираешь много команд в одном месте, кто-то может заболеть и сдать тест с положительным результатом. Четыре команды по 20 человек каждая, плюс все организаторы – это человек 300. Достаточно логично, что турнир был отменен. Эту ситуацию просто нужно принять, такие проблемы будут. С точки зрения игровой практики не страшно – игры на Кубке России будут хорошей проверкой, потому что в этом сезоне участвуют только команды Суперлиги Париматч. Уровень игры будет выше, чем в предыдущих сезонах, когда было больше подгрупп, подключались команды из Высшей лиги «А». Нужно будет сыграть все восемь игр на высоком уровне.


– Пришлось ли скорректировать план подготовки?

– Мы изначально изменили всё, потому что Кубка Победы в нашем плане не было. Мы хотели начать с Новосибирска, потом полететь в Болгарию, затем предсезонные и кубковые игры. Но мы были готовы к тому, что всё может измениться, у нас всегда есть «План Б».


– Хотели бы вы прийти к рабочему варианту с двумя основными связующими? Чтобы не было четкого номера один?

– Два предыдущих сезона первым был Фабиан Джизга. Мы старались подключать Константина Абаева, когда это было возможно. Удачно, неудачно – всё равно. Это происходило не только в играх, в которых всё шло легко, а также в критических, тяжелых ситуациях, чтобы решать задачи не только тогда, когда всё спокойно и без напряжения. Нужно учиться работать под давлением. Я считаю, что это пошло ему на пользу. Думаю, только в сборной команде возможен вариант с двумя равноценными связующими. Хотя и со сборными часто бывает, что конкуренция не всегда идет на пользу. Первый связующий необходим команде, она должна привыкнуть к нему, постоянные замены не дают стабильности.


– Обычная схема со связующими: есть опытный игрок и молодой. В этом сезоне у ребят совсем небольшая разница в возрасте. Это определенный риск?

– Риск, конечно, есть. В этом сезоне мы пошли на омоложение команды и понимали, что новые игроки должны быть в таком возрасте, чтобы не было тяжело работать в сложном цикле. Каждые три дня игры, Чемпионат и Кубок России, Лига Чемпионов – это не так легко. Мы решили, что необходимо работать с молодыми игроками, максимально их развивать. Клуб пошел на стратегический шаг. Посмотрим насколько удачно это будет, как быстро они пристроятся и смогут ли немедленно дать тот результат, который от нас ожидают. Несмотря на такой серьезный шаг, мы всё равно не хотим терять позиции, мы должны поддерживать топ-уровень.


AX3I0291.jpg


– Насколько продуктивными были тренировки у команды, пока вы были в Болгарии? Вы давали указания по онлайн связи?

– Всё-таки лучше быть на месте. Это была вынужденная ситуация, продуктивность не самая высокая. Хорошо, что штаб наработан, мы несколько лет работаем вместе. Команда занималась по определённому тренировочному плану. Особой паники и проблем не было. Без сомнений, лучше проводить занятия с нашим присутствием. Ранее у меня уже был подобный опыт – тогда я тренировал «Локомотив» и сборную Болгарии, применял примерно те же самые принципы. Была настроена хорошая связь с помощниками, которым я доверяю.


– Какие сложности были с возвращением из Болгарии?

– Из Болгарии нет прямых рейсов, все было организовано по определенному списку высококвалифицированных специалистов. Только они были допущены к границам, но, конечно, каждая новая система дает сбои. У нас были проблемы в Турции, когда мы летели через Стамбул. Там у представителей «Аэрофлота» не было информации, что мы были в списках Министерства спорта. Нас не хотели допускать к посадке. Пришлось самим связываться со Всероссийской федерацией волейбола, с Министерством спорта. В конце концов, нам удалось в последний момент попасть на самолет. Потом в Москве – то же самое! Несколько часов сидели на паспортном контроле, пока проверяли документы. В итоге вылет был с небольшой задержкой. Знаю, что в других командах иностранцы либо пропустили рейсы, либо их вообще не допустили. По большому счёту мы справились с этой ситуацией неплохо, но проблемы были безусловно.


– Расскажите, как в Болгарии ситуация с коронавирусом? Какие были ограничения?

– У нас был более жесткий режим, чем то, что я видел в Новосибирске. У нас был пропускной режим, полиция закрыла дороги. Были сделаны пункты досмотра, которые пересекали основные дороги города. Контроль был очень серьезным, хотя по процентам заболеваемости ситуация в Болгарии была соотносима с Россией.


– Что делали в это время? Удалось как-то отдохнуть эмоционально, физически?

– Когда ты сидишь на карантине – это далеко не эмоциональный отдых, даже наоборот. Вернувшись из России, я практически две недели провёл дома, никуда не выходя. В любой день и в любой час могла приехать полиция, проверить, нахожусь ли я дома. Ко мне приезжали пять раз. За нарушение выписывали штрафы – люди даже не задумывались, можно ли им выходить на улицу, нарушать карантин. Тебя могли оштрафовать на сумму до двадцати пяти тысяч евро. Это серьезная сумма для любого человека, поэтому мы сидели дома, все указания выполняли. Так что я посмотрел много фильмов, читал книги, немного даже посмотрел волейбол (улыбается). Дома всегда есть что-то, на что не остается времени, когда ты целиком в работе. Обратил на такие вещи внимание.


– На данный момент можно ли ослаблять карантинные меры? Можно допускать зрителей на трибуны?

– Я думаю, что нет. Особенно на такие мероприятия, где есть скопления людей. Это большая потеря для спорта и культуры, но риск будет до тех пор, пока не появится вакцина. Мы должны придерживаться ограничительных мер, это идёт на пользу. Людям ничего не мешает просто соблюдать определенные правила, предосторожности. К сожалению, я не вижу, чтобы они это делали. Любое послабление в этой ситуации может привести к ухудшению. Лучше немного потерпеть, подержать социальную дистанцию и соблюдать меры. Так мы можем пройти этот период вместе.


AX3I1551.jpg


– В новой арене хотелось бы уже наверняка со зрителями играть?

– Несомненно! Но думаю, что в этой ситуации здоровье людей важнее. Конечно, нам всем хочется в новый зал, к болельщикам, получить настоящее удовольствие от нашей работы. Я считаю, что рисковать нельзя, потому что понимаю, зачем нужны эти меры, и поддерживаю их.


– Вы уже были в новой арене? Как вам потенциал нашего нового дома?

– Отличный зал! Для клубной команды это то, что надо, и то, чего так не хватало «Локомотиву». Да и в Новосибирске не так много хороших спортивных залов. Это не какой-то супер-стадион, который было бы сложно заполнить болельщиками, но в тоже время он отвечает всем требованиям международной и европейской федерациям волейбола. Здесь можно проводить турниры самого высокого уровня, включая Лигу чемпионов, даже финал Лиги чемпионов и Чемпионат мира. Город и команда ждали этого зала, в организационном плане это большой плюс для нас. СК «Север» свое дело сделал, команда много лет выступала там, но мы делили время с женской, мужской баскетбольными командами, с нашей молодежной командой. Сложно постоянно подстраивать общий тренировочный процесс таким образом, чтобы все оставались в плюсе. Думаю, что третий по населению город России давно должен был иметь как минимум два-три современных зала.


– В каком состоянии сейчас ребята? Удалось ли восстановить те физические данные, которые они могли потерять за лето?

– Восстановление идет разными темпами. Каждый со своими проблемами, нет двух одинаковых организмов. Один быстрее возвращает форму, другому нужно больше времени. Одним на такой длинный период вообще запрещен перерыв, другим он пошел на пользу, потому что залечили некоторые травмы, проблемы, которые были время сезона. Не могу сказать, что у всех всё идеально. Думаю, что успеем до конца сентября, уже под начало чемпионата всех выровнять.


– Что вы скажете о новичках команды?

– Молодых ребят мы хорошо знаем, потому что некоторые подключались и в прошлом сезоне, и на тренировках. Перспективы у них отличные. Самое главное сейчас – отработать технику, наработать физику. Илье Казаченкову больше в техническом плане нужно добавлять, а вот Диме Лызику – в физическом. Это непростой процесс, он связан с ростом игрока, со структурой его тела. Александр Воропаев – физически крепкий и здоровый парень, но нужно исправить некоторые технические нюансы. Когда тренер хочет изменить привычки, это часто ухудшает уровень игрока. Необходимо потерпеть, и я с Александром об этом разговаривал.


Если у игрока есть полный набор технических умений, он может выполнить любую задачу по тактике. Если у волейболиста имеются минусы, он будет играть так, как умеет. Чем сильнее техническая база, тем проще поставить тактику, которая будет основываться на слабостях соперника, а не на слабости нашей команды. Это касается не только Воропаева – любого игрока. Мы стараемся максимально исправить все минусы, которые могут быть. Конечно, это только теоретическая часть, для практической может понадобиться около трёх месяцев, чтобы понять, насколько человек обучаемый и насколько он может измениться. Это не всегда 100%, есть люди, которые не меняются, сколько бы времени ты не потратил на совместную работу.


Что касается Дражена Лубурича, то он уже выигрывал в составе сборной Сербии топовые турниры – Мировую лигу, Чемпионат Европы. Я считаю, что Дражен не полностью раскрыл себя в Суперлиге Париматч. Мы верим, что с нашей помощью, внутри «Локомотива» он сможет сделать шаг вперед, улучшить свою игру. У него потенциал намного выше, чем он до сих пор демонстрировал. Будет интересно наблюдать за тем, как он растет.


AX3I1746.jpg


– В этом сезоне у вас будет новый помощник – Петар Шопов. Почему пришлось расстаться с Ярославом Антоновым?

– У нас сложились отличное взаимопонимание с Ярославом Викторовичем Антоновым, мы провели замечательный сезон и сохранили позитивные взаимоотношения. Здесь вопрос не в личных отношениях, мы были вынуждены отталкиваться от определенного качества и умений помощника. В этом году нас ждет Лига Чемпионов – это групповые этапы, больше игр, международная информация. Необходимо будет работать сразу с несколькими чемпионатами, взаимодействовать с Data Volley и помогать с аналитикой Ивану Пуху, потому что для него одного это слишком большая нагрузка. Нужно прорабатывать Чемпионаты Германии, Чехии, Италии. С московским «Динамо», конечно, будет попроще. Изменение в тренерском штабе было связано именно с этими факторами. С Петаром Шоповым я работал в сборной Болгарии. Я знаю, где он может нам помочь.


– Что скажете о новом спортивном директоре команды Николае Павлове?

– Для всех Николай Павлов – это одно из самых узнаваемых лиц «Локомотива». Он многого добился с командой, это вполне нормальный шаг – предложить по окончании его карьеры остаться в структуре клуба. Вопрос обсуждался два сезона. Я лично поднимал этот вопрос перед руководством, пока у Николая еще не было уверенности в завершении карьеры, он думал поиграть ещё годик-два. Ситуация с коронавирусом ускорила его решение – заканчивается спортивная карьера, необходимо переходить на другие позиции в клубе. С ним у нас хорошее взаимопонимание, взгляд на волейбол тоже. У него есть и энтузиазм, и огромное желание помочь. Он решает все вопросы, которые стоят перед клубом, в основном организационные. Это плюс для «Локомотива», желаю ему удачи!


– Почему капитаном команды стал именно Сергей Савин?

– Сергей прошел самый длинный путь с «Локомотивом», он самый опытный. Это был логичный выбор, я думаю, что ему пора немного добавить ответственности. Капитанская лента может его сбалансировать, держать в правильном направлении, дополнительно мотивировать.


– Следите ли вы за тем, как готовятся к сезону другие клубы Суперлиги Париматч? За трансферами?

– За подготовкой не следим, нам сейчас важна своя команда. Нужно сделать так, чтобы мы начали работать как единый организм, чтобы левая нога шла в том же направлении, что и правая. Когда появится определенный автоматизм, тогда можно смотреть в сторону соперников. А вот за трансферами следим. У нескольких команд, безусловно, очень серьёзные усиления. «Зенит» из Санкт-Петербурга усилился, «Зенит-Казань» хорошего игрока приобрели, хотя им большие изменения и не нужны, только точечные. «Кузбассу» пандемия пошла даже на пользу, они провели топ-трансфер в лице Ивана Зайцева, исторический, я бы сказал. Думаю, в обычной ситуации Зайцев не поехал бы в Россию, у него в Италии хорошие рекламные контракты, ему было бы просто неинтересно. «Кузбасс» не знал, как заменить Виктора Полетаева, но в итоге взорвал трансферную бомбу. Московское «Динамо» тоже серьезно укрепился сразу на трёх позициях. В основном, это три команды, которые сделали большой шаг вперед. Посмотрим, как всё сработает.


AX3I1795.jpg


– Как отреагировали на жеребьевку первого этапа «Локомотива» в Лиге Чемпионов?

– У нас группа непростая получится. «Фридрихсхафен» – топовая немецкая команда, они каждый год выступают в Лиге Чемпионов, почти каждый год пробиваются в плей-офф. Безусловно, это очень сложный противник, у него в историческом плане очень хорошая школа, богатая история клуба. Затем нас ждет одна из двух самых сильных команд из квалификационного тура. Скорее всего, за выход будет биться либо «Динамо», либо «Трентино». «Карловарско», при всем уважении к чешскому волейболу, немного ниже уровнем. Хотя страны, в которых всего одна команда участвует в Лиге Чемпионов, очень часто собирают в нее всё лучших игроков, которых не пригласили за границу. Будем настраиваться на каждую игру, как на финал. Только так у нас будут шансы пройти предварительный этап и потом биться за призовые места.


– Если смотреть на другие квартеты, есть ощущение, что у нас все-таки группа более проходимая. Казанскому «Зениту» достался «Берлин» Сергея Гранкина, «Кузбассу» – «Модена».

– Не считаю, что Берлин может быть серьезным противником для «Зенита». Казань – это все равно Казань. При всем уважении к Берлину, они одна из самых организованных команд Германии. «Зенит» сохранил опытный состав, добавил Бартоша Бендоржа, вернул Максима Михайлова в диагональ. Думаю, сравнивать нечего. У «Кузбасса» жеребьевка непростая, но, в конце концов, мы понимаем, что когда в Лигу Чемпионов добавляются еще по одной команде из России, Италии и Польши, то уровень сильно поднимается. На эти же места могли попасть клубы из Австрии, Бельгии, и это была бы уже совсем другая история.


– Как думаете, есть ли риск изменения формата Лиги Чемпионов из-за коронавируса? Стоит ли сейчас думать об этой вероятности?

– В ситуации с коронавирусом как в армии – каждый приказ предпоследний! (смеётся). Будешь угадывать – не угадаешь. Даже специалисты, врачи, вирусологи мало предугадали, как будет развиваться пандемия. Впереди нас ждет зима совместно с эпидемией гриппа. Не понятно, когда будут работать вакцины. Думаю, в этом сезоне у Европейской конфедерации была задумка провести Лигу Чемпионов без группового этапа. Еще есть время вернуться к такому варианту. Меня больше беспокоит Чемпионат России, потому что добавили полноформатный предварительный этап, это слишком много игр. Прошлогодний вариант мог значительно помочь, нужно было сохранить такую же «регулярку». Если открыть расписание туров, то можно увидеть, что в нем почти нет места для какой-то чрезвычайной ситуации. Например, в одной команде заболели десять человек – она вообще выступать не может. Карантин на три недели, пропадает много игр, куда их потом добавлять? Такой формат сработает, если ситуация с коронавирусом разрешится идеально. А если не сработает, то вариантов практически нет. Я думаю, что надо всегда иметь «План Б». Такой Чемпионат России не предполагает «Плана Б».


Пресс-служба волейбольного клуба «Локомотив-Новосибирск» совместно с газетой «Гудок».