Дмитрий Лызик: Нужно найти баланс

Блокирующий Дмитрий Лызик в интервью для газеты «Гудок» – выпуск от 17 февраля


– Два матча подряд с громкими соперниками – казанским «Зенитом» и московским «Динамо». Как в такой ситуации правильно распределять силы и эмоции?


– Думаю, что никак. Нужно выложиться в первом матче, потому что если начнёшь распределять силы, их может просто не хватить сразу. Поэтому играешь первый матч на максимум и второй – тоже на максимум, а дальше главное хорошо восстановиться между играми. В нашем виде спорта распределять силы – не то чтобы имеет смысл. Нужно выкладываться. Тем более когда играешь с такими соперниками и борешься за самые высокие места в турнирной таблице, которая будет очень важна в плей-офф. Вот к «Динамо» мы тоже старались сохранить физическое состояние, но не все вышло. Главный тренер сам отметил, что скорее по физике немного уступили сопернику в ключевые моменты.


– Победа над казанским «Зенитом»: в чём превзошли соперника дома? Можно ли сказать, что вы подобрали ключ к казанской команде – дважды обыграли их в чемпионате?


– В любом случае, анализ и разбор соперника у нас всегда очень большой. Мы разобрали матч Суперкубка еще, посмотрели ошибки, которые были у нас раньше, посмотрели, что делал «Зенит». Дальше уже нужно было просто выполнить тренерскую установку и, самое главное, не упасть морально – что у нас и получилось. Где-то в середине, ближе к концу второй партии, мы смогли переломить ход игры. Полторы партии нам просто не давали дышать. Но невозможно держать такой высокий уровень на протяжении трёх партий, поэтому мы терпели.




– Как удалось вернуться с 15:22 во второй партии?


– Капитан вышел на подачу, начал подавать свой уже легендарный «гибрид», и именно с его подач мы переломили игру. Дальше уже подравнялась игра, и ушли на тай-брейк.


– Повлияли ли домашние трибуны на результат в целом?


– Конечно, трибуны всегда помогают. В первую очередь не хочется позориться перед ними – проигрывать 0:3, не доходя до 20, или даже при 0:2. На тебя приходит полный зал, бешеная поддержка, люди приезжают из других городов. В такой атмосфере ты просто не имеешь права сдаваться, это определенная мотивация. Команда хочет показывать свой лучший волейбол.


– Как добиться того, чтобы с одинаковым настроем подходить к матчам против лидеров и команд из нижней части таблицы?


– Когда в чемпионате 16 команд, это практически невозможно. Нужно, чтобы у тебя было 14 игроков и все были задействованы – чуть ли не двумя составами играть. Тогда, возможно, получится. Но идеально подобрать такой состав почти нереально. У всех бывают спады, все эмоционально выгорают – это нормально. Это не значит, что мы кого-то бережём, но на команды из нижней части таблицы действительно иногда сложнее настроиться. Думаю, что все спортсмены меня поймут. Бывают ситуации, когда подходить к каждому сопернику по максимуму просто невозможно.


– Пламен говорит что-то особенное перед матчами? Он больше про эмоции или за это отвечает капитан?


– Перед матчами Пламен в основном даёт установку – чтобы мы всё запомнили и нам было легче на площадке. Эмоционально он заводит уже по ходу игр, иногда на тренировках. Такого, чтобы он кричал в раздевалке что-то гиперэмоциональное – такого нет. Капитан, конечно, играет большую роль. У нас все друг друга поддерживают, и Ильяс в том числе. Он очень хорошо владеет словом и всегда умеет подобрать нужные слова в нужный момент. Главное, чтобы команда их услышала, приняла и пропустила через себя – тогда это может реально перевернуть состояние и команды, и конкретного игрока.


– У тебя один из лучших показателей в лиге в атаке, но по очкам на блоке ты пока во второй десятке. Атаковать получается лучше или это стечение обстоятельств?


– Я бы сказал, что это стечение последних сезонов. Я никогда не был суперблокирующим, но стараюсь из этого элемента сильно не выпадать. В этом году, считаю, иду неплохо: и по средним показателям, и в целом. При этом делаю много полезных касаний – смягчений, касаний без прямого блока. Думаю, в этом году я даже немного прибавил. Но невозможно быть идеальным во всём. Идеальных игроков вообще нет, возможно, кроме Максима Михайлова (смеется).




– Ты попал в символическую сборную первого круга Суперлиги вместе со связующим Симеоном Николовым. Согласен ли с голосованием? Кого бы еще отметил?


– Я считаю, что нужно было составлять две или даже три стартовые шестерки – по примеру NBA. Там это скорее как бонус – сильно влияет и на контракты, и на будущее игрока. У нас при 16 командах и такой конкуренции было бы круто сделать хотя бы две стартовые шестерки. Но в целом, очень понравилась идея, что спрашивали главных тренеров команд – это реально круто придумала Суперлига. Выделять кого-то ещё не буду, чтобы никого не обидеть. Конкуренция огромная, очень много сильных игроков в лиге, даже в самом основном голосовании по позициям была борьба – взять, например, блокирующих. Куркаев, Власов, Жук, Романовский. Поэтому две-три шестерки смотрелись бы логичнее.


– Календарь очень насыщенный. На что остаётся время кроме матчей, перелётов и тренировок?


– Да даже на сон времени не всегда хватает, если честно. Январь был, по-моему, самым тяжёлым месяцем. День прилёта часто считался выходным, но иногда хотелось просто отдохнуть от всего – чтобы весь день был под твоим контролем. Бывает состояние, когда хочется cебя пожалеть, немного поныть (смеется). Думаю, что абсолютно все меня поймут. Это даже помогает тебе эмоционально, потому что ты не можешь держать всё в себе 24/7, нужно выплеснуть всё негативное, что накапливается. Если получается вкусно поесть, что-то посмотреть хорошее, провести время с любимой девушкой – это уже план максимум. На остальное времени очень мало – все выходные, как правило, уже заранее распланированы.


– Поэтому в выходные вряд ли много времени проводите с командой? Всё-таки нужно отдыхать друг от друга?


– Тут как раз нужно найти баланс. Иногда хочется уделить время друзьям вне волейбола и немного сменить обстановку. Всё-таки каждый день видеть одних и тех же людей – тоже непросто. Но есть место и командным тимбилдингам в бане (смеется). Но в любом случае есть более близкие сокомандники, с которыми проводишь больше времени.




– Вы человек медиаактивный: телеграм-канал, много внимания болельщикам. Сложно находить силы ещё и на онлайн-присутствие? Большое внимание не напрягает?


– Да, часто сложно найти ресурс, грубо говоря. Меня в телеграм-канале иногда, скажем так, ругают за то, что я редко выхожу на связь. Но обычно я появляюсь тогда, когда нахожусь в порядке – физически или морально. Если чувствую усталость или эмоциональную просадку, то, скорее всего, в канале меня не будет. При этом, конечно, стараюсь выходить на связь, потому что понимаю: у меня есть определённые обязательства, людям интересно за мной наблюдать. Плюс на канал подписаны мои близкие – мама, бабушка, папа, сестра, – и многие новости они узнают именно оттуда. Но быть постоянно медиаактивным – это тяжело. Посмотрите, у нас в волейболе не так много игроков, которые стабильно ведут соцсети без больших пауз. Это очень энергозатратно – постоянно думать ещё и об этом. У кого-то получается, у кого-то нет, и это нормально.


– В Новосибирске вы уже давно, команда известная. На улице часто узнают? Были какие-то запоминающиеся истории?


– Да, здесь узнают очень часто. Сейчас, конечно, иногда замечают просто потому, что я высокий, но всё равно многие подходят именно как к игроку «Локомотива». Одна из самых забавных историй была в торговом центре. Я куда-то шёл – поесть или что-то купить – и навстречу мне идёт женщина с сыном. Я вижу, как у неё буквально расплывается улыбка, глаза светятся. Она подходит, берёт меня за руку и говорит: «Дима Лызик, я мечтала увидеть вас именно в реальной жизни, вы настоящий». Мы, конечно, сфотографировались, я уделил им пару минут. Но зачастую лучше, когда получается без лишних долгих разговоров, ты просто не всегда к этому готов или нет времени, но отказать неудобно. Еще недавно сосед попросил пару сантиметров моего роста себе, сам не очень высокий. Мужчина прямо восхищался, как я таким получился. Я ответил, что с радостью бы поделился ростом, если бы это было возможно – но, к сожалению, такого вариантанет, мне еще играть (смеется).


Газета «Гудок».